Информатика 10 класс на 25.03.
Тема урока: Технические средства добывания
информации
Объяснение
нового материала
1.
Понятие
об информатике. Информатика – это наука, которая изучает способы передачи,
хранения, обработки и поиска информации.
Кратко можно сказать, что информатика
= информация + её обработка.
Информатика молодая наука, ей нет еще и
100 лет. Зарождение основ информатики и появление первых ЭВМ относятся к
середине XX века.
2.
Хранение
информации. Материал или изделие, на котором можно сохранить информацию,
называется носителем информации.
3.
Передача
информации. Информацией обмениваются люди, объекты живой природы, технические
устройства.
Источник – объект, который передает
информацию.
Приемник – объект, который получает
информацию.
4.
Передача
информации
5.
Обработка
информации: Мы пишем, читаем, считаем, думаем – обрабатываем информацию.
То, что красным законспектировать
Получение информации - это физический процесс, всегда
развиваемый во времени, а иногда и в пространстве, то есть описываемый
математически функцией времени и координат пространства.(конспект)
Существует множество способов
передачи и обработки информации. Человек может передавать информацию,
используя тот или иной язык, жесты, мимику, звуки и воспринимать информацию
используя любые органы чувств. Иными словами информация человеком передается,
обрабатывается и принимается в форме знаков или сигналами. Сигнал может быть
световым, звуковым (радиоволны), электромагнитным, биохимическим и т.д.
Процесс обработки информации предусматривает наличие
носителя информации и средства передачи информации и обработки информации.
Носитель информации - ее сохраняет, на нем можно как-то записать соответствующий этой информации знак или сигнал. (конспект)
Носитель информации - ее сохраняет, на нем можно как-то записать соответствующий этой информации знак или сигнал. (конспект)
Средство передачи информации - это
человеческие языки, средства телекоммуникаций, биохимические процессы в живой
природе и т.д.
Человек может перерабатывать информацию минимум на трех уровнях, а именно: на физиологическом (органы чувств) уровне, на уровне рационального мышления, на уровне подсознания. Кроме того человек передает наследственную информацию своим потомкам через гены.
Человек может перерабатывать информацию минимум на трех уровнях, а именно: на физиологическом (органы чувств) уровне, на уровне рационального мышления, на уровне подсознания. Кроме того человек передает наследственную информацию своим потомкам через гены.
Примеры обработки и передачи информации в
живой природе:
• Животные, охраняя свою территорию, оставляют пахучие метки. Обнаружив, с помощью органов обоняния, незнакомый запах, животное уходит с чужой территории.
• Летучая мышь, двигаясь в темноте, испускает ультразвуковые волны, которые, отражаясь от предметов, возвращаются и воспринимаются мышью, позволяя ориентироваться в пространстве.
• Некоторые виды деревьев могут передавать друг другу сведения о том, что на него напали гусеницы и надо защищаться -- выделять ядовитые вещества в листья.
• Обработка и передача информации из поколения в поколение используется в генетике для селекции и закрепление нужных признаков у растений и животных.
Информацию можно:
• Животные, охраняя свою территорию, оставляют пахучие метки. Обнаружив, с помощью органов обоняния, незнакомый запах, животное уходит с чужой территории.
• Летучая мышь, двигаясь в темноте, испускает ультразвуковые волны, которые, отражаясь от предметов, возвращаются и воспринимаются мышью, позволяя ориентироваться в пространстве.
• Некоторые виды деревьев могут передавать друг другу сведения о том, что на него напали гусеницы и надо защищаться -- выделять ядовитые вещества в листья.
• Обработка и передача информации из поколения в поколение используется в генетике для селекции и закрепление нужных признаков у растений и животных.
Информацию можно:
создавать; принимать; комбинировать;
хранить; передавать; копировать; обрабатывать; искать; воспринимать;
формализовать; делить на части; измерять; использовать; распространять;
упрощать; разрушать, запоминать; преобразовывать; собирать; и т.д. (конспект)
Хранить информацию можно:
* в форме знаков на бумаге, перфокартах,
перфоленте, на камне, дереве, ткани, в рельефе ключа и т.п.;
* в форме электромагнитных сигналов на
дисках, дискетах, кассетах,
*кинопленке и т.п.;
* в форме структурных комбинаций в клетках
и генах биологических объектов.
Передача информации происходит:
* в форме сигналов, как в технических
устройствах, так и в общении людей, в телекоммуникациях, в жизни общества, в
живых существах;
* механическим путем в общении людей и в технических
устройствах.
К техническим средствам хранения, передачи
и обработки информации относятся:
-различные диски,
-дискеты,
-аудио и видео кассеты,
-перфокарты,
-перфоленты,
-кинопленка
-объекты телекоммуникации (радио,
телевидение, телефон, телеграф, персональные компьютеры и компьютерные сети и
т.п.)
Дополнительная информация:
Развитие
информатики связано с появлением в середине ХХ века электронно-вычислительных
машин, которые явились мощными универсальными средствами для хранения,
обработки и передачи информации.
Много столетий тому назад потребность
выразить и запомнить информацию привела к появлению речи, письменности, счета.
Люди пытались изобретать, а затем совершенствовать способы хранения, обработки
и распространения информации. Появление в ХVI веке печатного станка позволило
значительно увеличить возможности человека обрабатывать нужные сведения.
Хранение информации в печатном виде стало основным способом хранения информации
и продолжало им оставаться вплоть до середины ХХ века. Только с появлением ЭВМ
возникли принципиально новые, гораздо более эффективные способы хранения
информации.
Предыстория
развития вычислительной техники начинается с глубокой древности. Одним из
первых средств счета были китайские счеты (суан-пан), римские счеты (абак) и
русские счеты.
Прошло много лет, прежде чем появилась
первая счетная машина, которую в 1642 г. изобрел французский математик Блез
Паскаль. Эта машина была построена на основе зубчатых колес и могла суммировать
десятичные числа.
.
Одновременно с
широким распространением арифмометров появилась идея создания универсальной
программируемой счетной машины, выдвинутая в 1823 г. английским математиком
Чарльзом Беббиджем. Задуманный им проект машины содержал все основные
устройства вычислительных машин: память, арифметическое устройства и устройство
управления, устройство ввода и устройство печати. Проект этой машины
реализовывался 70 лет, но его воплощение так и не было завершено. Однако
вычислительные программы этой машины были созданы! Их составила дочь Джона
Байрона герцогиня Ада Лавлейс, которая по праву считается первой
женщиной-программистом. В ее честь назван язык программирования Ада.
Из-за сложности и механического износа
деталей проект Беббиджа, опережавший технические возможности своего времени,
так и остался нереализованным. И только через 100 лет, в 40-х годах ХХ в.
удалось создать программируемую счетную машину на основе электромеханических
реле. Реле — это элемент, имеющий два рабочих состояния: “включено” и
“выключено”.
Именно в 40-е годы начался бурный прогресс
научных и технических новшеств в промышленности и вычислительной технике. Не
успели начать серийно выпускать электромеханические счетные машины, как
появились первые ЭВМ на основе радиоламп.
Первая электронная вычислительная машина
“ЭНИАК” была создана в США после второй мировой войны, в 1946 г. В группу
создателей этой первой ЭВМ входил один из самых выдающихся ученый ХХ в. — Джон
фон Нейман, который и предложил принципы работы программируемых вычислительных
машин. Именно в соответствии с его идеями современные ЭВМ состоят из
процессора, арифметического устройства, устройства ввода-вывода и памяти для
хранения данных и программ.
Одновременно над проектами электронных
вычислительных машин работали в Англии, где первая универсальная ЭВМ появилась
в 1949 г., и в СССР, где первая электронно-вычислительная машина, получившая
название МЭСМ (малая электронно-счетная машина), была разработана в 1950 г. а
первая советская большая ЭВМ — БЭСМ появилась в 1952 г.
К сожалению, невозможно охватить всю историю
компьютеров. Можно было бы долго рассказывать о том, как постепенно менялся
облик персонального компьютера, появились монитор и клавиатура, накопитель на
гибких дисках (дискетах), а затем и жесткий диск. Неотъемлемыми
принадлежностями стали принтер и «мышь». Можно было бы рассказать о
невидимой войне на компьютерных рынках за право устанавливать стандарты между
огромной корпорацией IBM, и молодой Apple, дерзнувшей с ней соревноваться,
заставившей весь мир решать: «Что лучше Macintosh или PC?» и о многих других
интересных вещах, происходивших совсем недавно, но ставших уже историей.
Для многих мир без компьютера – далёкая
история, примерно такая же далёкая, как открытие Америки. Но каждый раз,
включая компьютер, невозможно перестать удивляться человеческому гению,
создавшему это чудо.
Письменно ответить на вопросы:
1.
Примеры обработки и передачи информации в живой
природе?
2.
Хранить
информацию можно в….
3.
К
техническим средствам хранения, передачи и обработки информации относятся:
Домашнее задание
Привести примеры использования технических
средств для работы с информацией (письменно)
Прислать
до 26.03 до 18.00
Комментарии
Отправить комментарий