Химия 10 класс на 01.04


Уважаемые ученики 10 класса!  

 Мы продолжаем наше дистанционное обучение
 Прошу вас самостоятельно изучать предложенный материал, а также выполнять задания. Отчет вашей работы (ответы на вопросы, задание, конспекты и тд.) отправлять на почту Sawa_Sav@i.ua или вайбер 0977822198

Тема урока: «Влияние кислородосодержащих органических веществ на окружающую среду »
Достаточно распространенными поллютантами рек промышленно-урба-низированных районов, являются представители кислородсодержащих ор­ганических соединений — различные спирты, фенолы (производные аро­матических углеводородов, в молекулах которых имеются гидроксильные группы, связанные с ароматическим кольцом), простые эфиры, альдегиды (в которых карбонильная группа связана с одним атомом водорода), кетоны (карбонильная группа связана с двумя углеводородными радикалами), карбоновые (органические) кислоты (одноосновные насыщенные — муравьиная, уксусная и др.; ароматические — бензойная, ортофталевая и др.; непредель­ные — акриловая и др.; нафтеновые; двухосновные — щавелевая; сложные эфиры карбоновых кислот и др.),
Многие из этих соединений поступают в ре­ки не только из техногенных, но и из природных источников. В условиях окружающей среды некоторые кислородсодержащие органические соедине­ния в процессе деструкции и трансформации способны давать токсичные продукты. Наиболее известными соединениями этого класса являются фенолы — типичные для рек городских районов загрязняющие вещества, а также ацетон, формальдегид, циклогексан, карбоновые кислоты (уксусная, акриловая, бензойная, щавелевая и др.), сложные эфиры и др.
Фенолы представляют собой ароматические углеводо­роды. Обычно их принято раз­делять на летучие с водяным паром (фенол, креозолы, ксиленолы и др.) и нелетучие фенолы (ди- и триоксисоединения). По числу гидроксильных групп различают одноатомные, двухатомные и многоатомные фенолы. Фенолы в естественных речных условиях образуются при процессах метабо­лизма водных организмов, при биохимическом окислении и трансформации органических веществ.
Фенолы используются для дезинфекции, изготовления клеев и фенолфор-мальдегидных пластмасс. Они входят в состав выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей, присутствуют в больших количествах в сточных водах нефтеперерабатывающих, лесохимических, анилинокрасочных и ряда других предприятий. Высокими концентрациями этих соединений отлича­ются сточные воды коксохимических производств, в которых уровни содер­жания летучих фенолов достигают 250-350 мг/л, многоатомных фенолов — 100-140 мг/л.
В природных водах фенолы обычно находятся в растворенном состоя­нии в виде фенолятов, фенолятных ионов и свободных фенолов. Они могут вступать в реакции конденсации и полимеризации, образуя сложные гумусоподобные и другие довольно устойчивые соединения. В природных условиях сорбция фенолов взвесью и донными отложениями обычно несущественна. В зонах техногенного загрязнения этот процесс более значим. Типичные содер­жания фенолов в незагрязненных и слабозагрязненных водах не превышают 20 мкг/л. В загрязненных водах их содержания достигают десятков и сотен микрограммов в 1 л.
Фенолы обладают токсическим действием и ухудшают органолептические показатели воды. Токсическое воздействие фенолов на рыб заметно возрастает с увеличением температуры воды. Известно, что фенолы играют важную роль в процессах аккумуляции тяжелых металлов высшими полными растениями, изменяют режим биогенных элементов и растворен­ных в речной воде газов. В процессе биохимической деструкции фенола происходит изменение всех элементов гидрохимического режима: снижение концентраций кислорода, увеличение цветности, окисляемости, ВПК, щелоч­ности и агрессивности (по отношению, например, к бетону) воды. Образую­щиеся в процессах деструкции и трансформации фенола продукты по своим свойствам могут быть более токсичными (например, пирокатехин, который, к тому же, способен образовывать со многими металлами хелаты).
Среди галогенпроизводных фенолов наибольшее практическое исполь­зование получили хлорфенолы, мировое производство которых, например в 1081 г., составляло около 100000 т, из них половина 2,4-дихлорфенол и около 14000 т пентахлорфенол. В окружающую среду хлорфенолы по­ступают с атмосферными выбросами и сточными водами производств ядохи­микатов, кожевенной, деревотделочной и мебельной промышленности, целлюлозобумажных комбинатов, предприятий по производству красителей и пластификаторов, органического синтеза и др. В поверхностных водопотоках хлорфенолы активно сорбируются из воды взвесью и накапливаются в донных отложениях до значитель-
Хлорфенолы способны накапливаться в гидробионтах и оказывать на них токсическое действие. Есть сведения об эмбриотоксическом и канцерогенном действии этого соединения..
В большинстве случаев сброс сточных вод, содержащих фенольные соединения, в водотоки резко ухудшает их общее санитарное состояние, ока­зывая влияние на живые организмы не только своей токсичностью, но и су­щественным изменением режима биогенных веществ и растворенных газов.
Сложные эфиры ортофталевой кислоты (фталаты) добавляются в каче­стве пластификатора в различные пластмассы (особенно в поливинилхлорид) и составляют более 80% от выпускаемых в мире пластификаторов. Эмиссия их в среду обитания происходит при производстве и использовании этих соединений, а также при производстве, переработке и использовании поливинилхлорида и изделий из него. Фталаты принято делить на фтала­ты низких спиртов, к числу которых относится дибутилфталат (ДБФ), и фталаты высших спиртов, в состав которых входит диоктилфталат, или ди-2-этилгексилфталат (ДЭГФ). К настоящему времени достаточно детально изучено распределение в окружающей среде именно этих наиболее распро­страненных представителей фталатов. ДБФ и ДЭГФ представляют собой бесцветные прозрачные, однородные жидкости без механических примесей со слабым специфическим запахом. Фталаты фиксируются практически во всех пробах внутренних и морских вод.


Задание:
1.     Прочитать информацию.
2.     Подготовить проект(презентацию, доклад, коллаж и тд.) на одну из темы:
ü «Экологическая безопасность, использования и получения фенола»
ü «Определения фенола в экстрактах зеленого чая или гуаши»
ü «Углеводы в пищевых продуктах»
ü «Натуральные волокна растительного происхождения: свойства, действие на организм человека»
Результат вашей работы жду до вечера  01.04


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Химия 11 класс на 24.04

Химия 11 класс на 03.04

Информатика 4 класс 30.03